Храм преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле

Сборная Москвы по футбол

                     Футбольная сборная команда, которая представляла Москву в официальных соревнованиях (чемпионатах) Российской империи, РСФСР, СССР (в эпоху, когда они проводились между сборными городов, республик, регионов) и в международных матчах.

Как регулярная сборная существовала с 197 по 1936 год (а также кратковременно в 1956 и 1979 годах).

Свой первый матч сборная Москвы провела 14 (27) сентября 1907 с «английской» сборной Санкт-Петербурга (0:2), положив начало 90-летнему соперничеству футбольных сборных двух столиц. Два дня спустя в матче уже с «русской версией» этого же соперника (4:5) был забит первый гол (его автором стал один из четверых англичан, игравших в тот день в составе «Всей Москвы» — В. Райт).

В 1909 году была построена специализированная футбольная площадка по инициативе города Москвы. Принадлежала она «Московскому клубу лыжников» (МКЛ), находившемуся в бывшем Царском павильоне с условием бесплатных занятий с детьми в зимний период.

В 1910 году была основана Московская футбольная лига, и под ее патронажем сборная быстро начала проводить по десятку матчей в год вплоть до начала Первой мировой войны, в числе которых были и международные (в первом матче была обыграна 10 октября 1910 года чешская команда «Коринтианс» — 1:0). За это время Москву посетили сборные Венгрии, Финляндии, Норвегии, Швеции, Берлина.

Сезон 1911 года стал 5-м в истории сборной Москвы по футболу.

В нем сборная провела 3 официальных матча (товарищеские международные со сборной командой города Берлина) и 7 неофициальных.

В официальных же чемпионатах Российской империи в те годы непреодолимой преградой стала сборная Санкт-Петербурга, в обоих турнирах обыгрывавшая москвичей в финале и полуфинале соответственно — в те годы питерский футбол, начавший свое становление значительно ранее и опиравшийся на существенно более многочисленную иностранную (в первую очередь, британскую) диаспору, был тактически и технически объективно сильнее.

Грянувшие вскоре войны и революции отнюдь не парализовали футбольную жизнь в Москве — даже в условиях голода, разрухи и транспортного коллапса Московская футбольная лига цепко держала управление в своих руках, находя возможность для регулярных матчей сборной (в 1918 году была даже одержана историческая победа над «извечным» соперником с невиданным доселе счетом 9:1.

Весна 1926 года ознаменовалась очередной реорганизацией спортивного движения в СССР. В середине апреля 1926 года президиум МГСФК постановил распустить те спортивные организации, которые строились не по производственному принципу, так называемые районные кружки. В их число попали «Красная Пресня», ОППВ, «Динамо», ЦДФК, «Красные Сокольники», «Спартак», МОСНАВ (бывший МГСФК) и некоторые другие клубы. Все члены районных команд должны были перейти в профсоюзные кружки в зависимости от своего места работы. Для проведения в жизнь этого постановления создали специальную комиссию. Мощные силовые ведомства — ОГПУ и Военвед — свои команды в итоге сохранили. Возможно, независимый статус сохранила бы и «Красная Пресня», но новаторские решения МГСФК совпали с назначением председателя Краснопресненского исполкома Николая Пашинцева председателем ЦК профсоюза пищевиков. Пашинцев любил футбол и на своей предыдущей должности немало времени отдавал команде. Помог он ей и в этой непростой ситуации, организовав перевод под крыло профсоюза пищевиков. Так «Красная Пресня» сменила хозяина и название. Отныне лучшая команда Москвы стала называться «Пищевики», полностью — команда Центрального клуба имени Томского (М. П. Томский в то время занимал должность председателя ВЦСПС).

В 1926 году союз пищевиков получил в своё ведение расположенный в Петровском парке бесхозный стадион и прилегающую к нему территорию от РКСМ Краснопресненского района Москвы. Грандиозные по масштабам работы начались в апреле 1926 года. И к июлю новая арена, крупнейшая на тот момент в СССР, была построена, получив название — стадион имени Томского союза пищевиков (СТСП).

В состав спортивного комплекса, когда он был доведен до конца, входили: 3 футбольных поля (одно основное и два тренировочных), 2 легкоатлетические дорожки, специальные площадки для отдельных видов легкой атлетики, 4 баскетбольных площадки, 4 волейбольных, пушбольная, площадка для игры в крокет, 4 теннисных корта, 3 бетонных площадки для игры в городки, специально оборудованные места под навесом для летних занятий борьбой, боксом, гирями, кегельбан, 200-метровый тир, 500-метровый велодром. Предметом гордости Стадиона имени Томского союза пищевиков была центральная арена стадиона — футбольное поле размером 85×115 метров с трибунами (на момент открытия была построена лишь одна трибуна). За футбольными матчами могли одновременно наблюдать 13 тысяч зрителей (позже стадион располагал трибунами на 8000 человек и насыпью, где могли расположиться еще 15 тысяч), в то время как «Красная Пресня», перешедшая к союзу текстильщиков и «Трехгорке», вмещала лишь 3000. Заведующим стадионом на много лет стал игрок «Пищевиков» Сергей Егоров.

Из событий, произошедших в жизни «Пищевиков» до начала чемпионата 1929 года, стоит выделить товарищеский матч с КОРом (2:0), состоявшийся 12 мая 1929 года. Он был проведен в рамках большого спортивного праздника, посвященного открытию реконструированного и модернизированного стадиона им. Томского. В 1931 году решением ВЦСПС был ликвидирован единый профсоюз пищевиков. Он распался на два десятка мелких отраслевых профсоюзов. В новых условиях «Пищевики» перешли под крыло Всекопромсовета (МСПК). Отныне команда стала называться «Промкооперация». Реформа отразилась и на кадровом составе. В команду фабрики «Дукат» перешли ведущие игроки «Промкооперации». Команда «Дукат» выступала во 2-й группе первенства Москвы и теперь получила в своё распоряжение стадион им. Томского.

Стадион «Юных пионеров», или СЮП, как называют его в народе, был заложен в 1911 году. По инициативе правительства Москвы именно здесь появилась первая специализированная футбольная площадка в городе. Стадион «Юных пионеров» подарил отечественному спорту многих великих и прославленных спортсменов – например футболиста Игоря Нетто. В своей книге «Это футбол!» он вспоминал о стадионе:

Ранней весной 1944 года мы, группа ребят с нашего двора, отправились на стадион «Динамо» записываться в детскую команду. Но нам долго не везло. Мы никак не могли застать Михаила Васильевича Чуркина, руководителя детских команд. Не помню, кто сказал нам, что можно «записаться в футболисты» на стадионе «Юных пионеров». Туда я отправился уже один — ребятам надоело ездить понапрасну каждый день. На стадионе пионеров мне повезло.— Вон стоит дядя Паша, — сказали мне ребята,— валяй к нему, может, все будет в порядке! Павел Лапшин, или дядя Паша, как все его в этом спортивном молодом мирке называли, оглядел меня, сказал просто: «Ладно, посмотрим. Приходи завтра на тренировку…» И началась моя футбольная жизнь».

К сожалению, сейчас от стадиона ничего не осталось. Он был полностью снесён, а на его месте построен новый жилищный комплекс. Попытки местных жителей и просто неравнодушных к этому стадиону людей остановить снос были тщетными: создавались группы в социальных сетях, собирались подписи за сохранение стадиона, люди выходили на митинги, но…

Подробнее на «Чемпионате»:

https://www.championat.com/football/article-3316675-6-zabytyh-stadionov-moskvy.html?utm_source=copypaste

 

 

(69)