Многие сорта сирени в России и за рубежом появились благодаря селекционеру-самоучке Леониду Колесникову. В прошлом веке он вывел более 300 сортов сирени, которые стали очень популярны в мире. Колесников даже получил мировую награду за сорт сирени.
Колесников мечтал превратить страну в город-сад, но увы, мечте не суждено было сбыться..
В России до наших дней дошло лишь 60 сортов сирени, из 300 -х, выведенных Колесниковым.
18 мая 1893 года в московской купеческой семье родился Леонид Колесников.
Отец Леонида, предприниматель, почетный гражданин Москвы, владел домом на Кузнецком Мосту, имела дом и 2,5 гектара земли в подмосковном селе Всехсвятское (ныне московский район Сокол), а также имение в Ялте. Мать была хозяйкой швейных мастерских.
Первый куст сирени был посажен у дома отцом Колесникова, сорт «Мишель Бюхнер», созданного знаменитым французским селекционером Виктором Лемуаном. Возможна эта сирень и определила увлечение Леонида на всю жизнь.
1913 году Леонид окончил реальное училище, годом позже поступил на экономическое отделение Московского коммерческого института, где проучился до июня 1916 года, а потом студента призвали на войну, и на фронтах Первой мировой он освоил профессию шофера, которым проработал большую часть жизни.
После Октябрьской революции у семьи Колесниковых отобрали почти всё, чем они владели. Оставили только дом во Всехсвятском, но сад урезали с 2,5 га до 25 соток, где Леонид и начал создавать свой сиреневый сад, в 1919 году.
Леонид Колесников служил в Красной Армии шофером с марта 2018 по 1922 год в Первой советской автороте и, разъезжая по разоренной войной стране он нередко оказывался в разрушенных дворянских усадьбах и поместьях, где и находил покинутые кусты сирени. Именно в этих поездках Колесников и влюбился в сирень и старался спасти сортовые растения, привозил из поездок черенки, саженцы, которые и высаживал потом у себя в саду.
Колесников работал в собственном саду на правом берегу реки Таракановка в 7-м Песчаном переулке (сейчас на его месте находится сквер на улице Сальвадора Альенде в районе Сокол).
Вода для полива сада качалась насосом, установленном на берегу реки. Непосредственно у воды были многочисленные овощные и ягодные грядки. Ухаживать за садом помогали пионеры из соседних школ 706 и 739.
Буквально за 4 года Колесникову удалось собрать коллекцию сирени: в 1923 году в саду во Всехсвятском росло более 100 сортов сирени.
Первыми сортами, отобранными селекционером и получившими названия, были: «Джамбул», «Леонид Колесников», «Пионер», «Колхозница», «Феликс Дзержинский», «Николай Островский», «Михаил Калинин», «Привет Отчизне», «Большевик», «Мария Нагибина», «Знамя Ленина», «Иван Мичурин», «Утро Москвы».
В 1941 году сад пострадал во время авиационного налёта. Рядом с домом упало несколько снарядов, осколки покалечили кусты.К концу Великой Отечественной войны лучшим из новых сортов Колесников дал имена героев войны: «Капитан Гастелло», «Алексей Маресьев», «Лиза Чайкина», «Зоя Космодемьянская», «Партизан», «Александр Матросов», «Молодогвардейцы», «Память о героях-панфиловцах», «Валентина Гризодубова», «Марина Раскова», «Генерал Ватутин», «Маршал Василевский», «Маршал Жуков».
А в В 1947 году в саду расцвела сирень, название которой сегодня хорошо знакомо цветоводам всего мира. «Красавица Москвы» считается самой красивой сиренью на планете, шедевром селекционного искусства. За этот сорт сирени Колесников получил даже «Сталинскую премию» в 1952 году и сняли фильм про его сад «Дом сирени» .
В 50-е годы сиреневый сад на Соколе стал одной из главных достопримечательностей столицы. В период цветения сирени сюда ежедневно приезжали тысячи москвичей. Колесников всех пускал в свой сад, нередко сам проводил экскурсии, делился не только своими знаниями, но и дарил семена и саженцы.
Знаменитый сад постоянно приходилось оборонять от воров, которые рвали ветки каждую ночь, вытаптывали сеянцы. Леониду Алексеевичу приходилось обивать пороги пороги учреждений, чтобы спасти коллекцию сирени, от них зависело выполнение постановлений Моссовета, которое еще в 1952 году приняло постановление: «Принять от селекционера Колесникова передаваемые им безвозмездно государству маточники сортовых сиреней, гибридные сеянцы, окулянты, подвойный материал и создать опытно-селекционный питомник в Калошино».
Под питомник отвели 11 гектаров земли в Калошино – захламлённый пустырь , где Колесникову в 71 год пришлось создавать питомник с нуля. Леонид Алексеевич всю «Сталинскую премию» потратил на сад: заказывал землю машинами, покупал ведра и инвентарь, пересаживал растения и сам подрабатывал охранником, потому что на сад делались набеги, сирень ломали, воровали, а бульдозеры с ближайших строек сокращали через сад дорогу.
Из его сада на Соколе в питомник были перевезены 2000 кустов. Среди них – коллекция сортовой сирени зарубежной селекции, сорта самого Леонида Алексеевича, перспективные сеянцы.
В июле 1954 году он был зачислен на должность технического руководителя Калошинским питомником Московского городского треста оранжерей и питомников, а в январе 1956 года стал его директором.
Всего 8 лет селекционер мог заниматься любимым делом, а потом часть питомника отдали под новостройки, а пытающегося спасти сад Колесникова в 1964 году отправили на пенсию.
По воспоминаниям сотрудников, Колесников, покидая Калошино, плакал, не скрывая слёз. Всё, что у него осталось – ветхий дом, лишённый всех удобств, и прекрасный сад в кольце новостроек, в котором продолжали расти 3000 кустов сирени.
Но злой рок преследует Колесникова, вот уже новостройки вплотную подошли к его саду на Соколе и опять нужно спасать сад. Частично сирень пересадили на Щелковское шоссе , здесь теперь Сиреневый сад, частично рассадили по улицам Москвы, а 2 тысячи растений просто исчезли бесследно.
В 1966 году Колесникову дали одер на квартиру, но не успел в ней пожить, через два года умер от инфаркта- устал переживать потерю сортов, равнодушие чиновников.
В мае 1973 года Международное общество сирени наградило его высшей наградой «Director’s Award», присуждаемой за выдающиеся селекционные достижения. Посмертно.
(108)